X

Заказать звонок

После отправки формы с вами свяжется наш менеджер, который ответит на все ваши вопросы и подробно расскажет о наших возможностях.

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Логотип журнала навигатор35
162609, г. Череповец,
ул. Вичеловская, д. 18
Пн-Пт 10:00 — 17:00
Заказать обратный звонок

«Дорога к дому»: оценка бесценной помощи

Социальный проект не может быть реализован на «отлично» без оценки и исследований. И дело вовсе не в самолюбии авторов проекта. Увидеть проблему, оценить ее масштаб, узнать потребности целевой группы, рассчитать количество мероприятий и ресурсов, увидеть результат, внести коррективы по ходу реализации проекта – на всех этапах необходима оценка. Программы Благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» многократно доказывали свою эффективность и оказали помощь сотням людей. О том, как построены оценка и социологические исследования в Фонде, что они дают и кем выполняются, «Навигатору» рассказала ведущий социолог Фонда Алёна Богомолова.

Что дает оценка?

Для того, чтобы понять, зачем проектам нужна оценка, нужно разобраться в том, что такое проект. Если коротко, проект (не только социальный, а любой другой) – это особая форма организации деятельности, направленная на достижение запланированного результата. Чтобы понять, достигнут ли результат в заранее оговоренные сроки и с использованием заранее определенных ресурсов, нужно провести оценку (или оценочное исследование).

Сложность социальных проектов, в отличие, например, от технических, состоит в том, что результат реализации проекта зачастую не виден глазу неспециалиста, или виден спустя длительное время после окончания проекта. Да и профессионалу необходима информация, указывающая на то, что искомый результат был достигнут. Поэтому вопрос получения такой специфичной и доказательной результативности работы информации в сфере социального проектирования всегда актуален. Эту информацию и собирают социологи, проводя социологические и оценочные исследования.

«Цель любого исследования - получить достоверные данные об изучаемом явлении, процессе или объекте для их последующего использования на практике, - говорит Алёна Богомолова. - Социологические исследования дают нам новые знания, оценочные исследования позволяют вынести суждение о деятельности в рамках проекта, его характеристиках и результатах, повысить эффективность проекта и/или разработать планы на будущее».

 

Оценка на практике

Информация социологов и специалистов по оценке нужна для использования на практике, а не для сухой отчетности и архивного хранения. Эта мысль, произнесенная Алёной Богомоловой, принципиально важна.

«Чтобы обеспечить максимальную применимость получаемых данных, до начала планирования исследовательской работы нужно осознавать потребность в информации. Иными словами, у информации должен быть заказчик, - говорит она. - Если нет заказчика, то исследование перестает быть инструментом развития».

По словам ведущего социолога БФ «Дорога к дому», чтобы спланировать исследование, нужно последовательно ответить на четыре вопроса:

- Какой именно информации о проекте/ программе вам не хватает? Даже если проект еще находится на стадии разработки, то какой информации для его разработки вам не хватает?

- Где вы можете получить эту информацию?

- Кто будет использовать эту информацию?

- Как и для чего будут использовать эту информацию?        

«После того, как запрос на исследование получен, подбирается команда исполнителей, - говорит Алёна. – Разрабатываются цели, задачи, гипотезы, методы, инструменты и начинается непосредственно исследование. Результаты исследования направляются заказчику. Часто они обнародуются – мы выступаем с этой информацией на конференциях и публикуем на сайте «Дорога к дому».  

Как проходит исследование? Возьмем для примера проблему жестокого обращения с детьми в семьях. Тема животрепещущая, но люди, кто сталкивался с этой проблемой в своих семьях, рассказывают о ней неохотно. Мы проводим исследование в двух направлениях, задействуем два слоя. Во-первых, делаем большой опрос горожан – сталкивались ли они с жестоким обращением с детьми на улице, у соседей, в семьях знакомых и так далее. То-есть, получаем общую картину. Во-вторых, проводим качественные глубинные интервью со специалистами и с семьями, в которых было выявлено жестокое обращение с детьми. На основе полученной информации, узнав причины и последствия этих явлений, разрабатываются проекты помощи пострадавшим детям или проекты по профилактике подобных явлений».  

 

Оценка на разных этапах проекта

В любом проекте три стадии – подготовительный этап, реализация и этап завершения.

На подготовительном этапе без исследований никак. Нам нужно провести оценку ситуации, условий реализации проекта, изучить потребности и ожидания потенциальной целевой группы, партнеров деятельности, может быть, конкурентов, замерить мотивацию команды, иногда провести апробацию форм работы. Именно на предпроектном этапе авторы проектов создают ту картину, которую они будут дорабатывать или перерабатывать в ходе проекта.

«Одна из самых распространенных ошибок при реализации проектов – это пренебрежение анализом ситуации на подготовительном этапе, - говорит Алёна Богомолова. - Проведу простой пример. Допустим, мы завершили проект по повышению уровня правовой грамотности сельских школьников. Приходит время писать отчет, и показать, насколько эта грамотность увеличилась или не увеличилась. Или у какой доли участников проекта она увеличилась. Но мы посчитали, что проводить исследование на этапе планирования проекта – долго и дорого, да мы и сами эксперты в этой теме, и теперь не имеем доказательств того, что проект достиг результатов, а средства и время были потрачены не зря».

Этап реализации. В период активной работы к оценке и исследованиям прибегают, во-первых, для отслеживания деятельности в соответствии с планом, чтобы минимизировать отклонения, во-вторых, чтобы держать руку на пульсе и не упустить изменившиеся условия реализации проекта. Оценочные исследования на этом этапе проводятся с целью скорректировать проектную деятельность. И, конечно, если результаты проекта не достигаются, мы должны выявить причины и пересмотреть план.

Этап завершения проекта. В ходе этого периода организуются заключительные мероприятия, проводится итоговая оценка эффективности проекта, и составляются отчеты. Именно в этот период можно вынести суждение об успешности или неуспешности проекта, сделать выводы на будущее. Здесь нам нужно собрать данные, чтобы определить отличия от той первоначальной картинки, которая была на этапе планирования проекта.

Комментарии к новости

Другие новости

"Русский Регистр" открывает подразделение в Вологодской области
"Русский Регистр" открывает подразделение в Вологодской области
"Русский Регистр" открывает подразделение в Вологодской области
С ноября 2019 года на территории Вологодской области начинает свою работу подразделение Ассоциации по сертификации «Русский Регистр».

Соответствующее Соглашение о создании нового предприятия было подписано 31 октября в рамках IV Международного совета по кооперации в Вологде между Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» и Группой КИПМЕТСЕРВИС. В официальной встрече участие приняли заместитель Губернатора Вологодской области Виталий Тушинов и руководители институтов поддержки бизнеса.

Новое предприятие носит название «Русский Регистр – Северо-Запад». Об интересе крупнейшей международно признанной российской сертификационной организации к работе на территории Вологодской области, планах и проектах рассказал первый заместитель генерального директора по развитию Русского Регистра Юрий Загорулько:

- Нашим партнером по созданию нового подразделения является Группа КИПМЕТСЕРВИС. На территории Вологодской области мы будем предоставлять всю линейку услуг Русского Регис...
Машинное зрение: взгляд в будущее
Машинное зрение: взгляд в будущее
Машинное зрение: взгляд в будущее
Искусственный интеллект и цифровая трансформация становятся обязательным атрибутом многих компаний уже сегодня. По прогнозам аналитиков те предприятия, которые останутся в стороне от данного тренда, прекратят свое существование в ближайшие 5-7 лет.

«Малленом Системс» (Череповец) — один из отечественных лидеров рынка в области машинного зрения и машинного обучения. В портфолио компании — более сотни реализованных проектов, а среди клиентов — Газпром нефть, Северсталь, АЛРОСА, MAGNA, Русагро, ЧЛВЗ и др. На протяжении 8 лет компания производит системы для технологического контроля производства, видеоконтроля и учета автомобильного и ж/д транспорта и других нужд современной экономики на основе технологий машинного зрения и машинного обучения.

«Малленом Системс» продает свою продукцию по всей России и поставляет в 11 стран мира. Уникальные разработки череповецких инженеров и программистов использовались для оптимизации транспортной логистики при строительстве олимпийских о...
Сентябрьский выпуск Навигатора №18(24) 2019
Сентябрьский выпуск Навигатора №18(24) 2019
Сентябрьский выпуск Навигатора №18(24) 2019
Осенний выпуск журнала мы посвятили машинному зрению и автоматизации производственных процессов. Машинное зрение само по себе основано на идее понимания компьютером того, что он видит через камеру. Сейчас в большей степени распознание изображения – работа оператора, и огромная перспектива развития этого направления - в его автоматизации. Сейчас уже широко распространены системы, которые самостоятельно распознают номерные знаки автомобилей и самостоятельно, по заложенной в них программе, принимают решение о например пропуске автомобиля на территорию или выписывании штрафа за нарушение правил дорожного движения. Для предприятий, совершенствование машинного зрения это в первую очередь новые системы безопасности производства и автоматизация целых производственных процессов.
В нашем регионе есть компании со обоих сторон этого рынка – те, кому такие системы нужны и те, кто такие системы разрабатывает, и это отлично, так как это признак наличия передовых производств и инновационных высокотех...
Согласие на обработку персональных данных