X

Заказать звонок

После отправки формы с вами свяжется наш менеджер, который ответит на все ваши вопросы и подробно расскажет о наших возможностях.

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Логотип журнала навигатор35
162609, г. Череповец,
ул. Вичеловская, д. 18
Пн-Пт 10:00 — 17:00
Заказать обратный звонок

«Наша задача - выращивать инвесторов внутри области»

В последнее время Вологодская область прочно заняла место в топ-10 российских регионов по привлечению инвестиций. О том, какие факторы этому способствуют, какие меры предпринимают областные власти для улучшения делового климата, и почему важно разговаривать с предпринимателями «глаза в глаза» - на эти и другие темы мы говорим с заместителем губернатора области Виталием Тушиновым. 


- Виталий Валерьевич, сегодня между российскими регионами обострилась конкуренция за привлечение потенциальных инвесторов. При этом, как принято говорить, применяется не совсем спортивный подход. Как бы вы оценили деловой климат в Вологодской области? В чем наши преимущества, а в чем, возможно, мы еще уступаем другим?

В современной России, вынужденной в условиях санкций и сложной внешнеполитической обстановки решать вопросы экономической безопасности, идет, на мой взгляд, не то, чтобы конкурентная борьба за инвестора, а скорее, не конкурентная борьба региональных бюджетов. И то, что благодаря грамотной экономической модели поведения выстроенной Губернатором области Олегом Александровичем Кувшинниковым  Вологодская область досрочно вышла на экономически безопасный уровень госдолга и сформировала бюджет развития, позволяет нам с перспективой смотреть в будущее. 

За инвестора, конечно, бороться нужно. Но, на мой взгляд, гораздо важнее не заполучить какого- то внешнего инвестора, который вдруг придет и на регион прольется манна небесная, а выращивать инвесторов внутри области. И эта задача вполне посильная. Поскольку сегодня мы уже можем создавать у себя такую систему налоговой и инвестиционной поддержки для компаний, уже работающих на Вологодчине, что они от нас никуда не уйдут. Ведь в чем основные меры поддержки наших лидеров по инвестиционной активности -  «Северстали» или группы «ФосАгро»? Они сводились к тому, что областные власти предоставили им долгосрочные налоговые льготы. Тем самым мы уже создали для них механизм долгосрочной привлекательности нахождения в регионе и решили основную задачу формирования бюджета -  удержание у себя этих крупных налогоплательщиков. И благодаря этому область обеспечила себе на длительный период времени финансовые поступления от этих ведущих российских компаний. 

На сегодняшний день мы можем смело утверждать, что нашими основными инвесторами с точки зрения развития производства являются базовые отрасли региональной экономики. Более того, эти шаги благодаря развитию бизнес- кооперации дали хороший синергетический эффект, они начали подтягивать малый и средний бизнес. В любом случае, металлургия и химия – это локомотивы региональной экономики. Но точно не единственные. Одним из таких крупных предприятий, зарегистрированных недавно на территории области стала дорожно-строительная компания «ВАД», которая сменила адрес регистрации с петербургского на вологодский. Поэтому, я бы оценил деловой климат Вологодской области как благоприятный и динамично развивающийся. Не везде он может быть идеальным. Нам сложно конкурировать, допустим, с Москвой или Московской области с точки зрения размеров бюджета развития или Ивановской областью по льготам на транспортный налог. Наш основной принцип улучшения делового климата состоит в том, что принимаемые меры поддержки должны быть эффективны для бюджета. И второе - губернатором области поставлена четкая задача – ориентироваться не столько на крупных инвесторов, сколько развивать потенциал нашего малого и среднего бизнеса, делать его конкурентоспособным. А это возможно только совместным применением как мер прямой поддержки, так и  облегчением их налоговой нагрузки. 

- Сегодня областные власти говорят о необходимости переформатирования инвестиционного законодательства.  С чем это связано? И какие дополнительные меры поддержки получит бизнес, планирующий открывать в нашем регионе новые производства?


Прежде всего, изменения в законодательстве касаются снижения пороговых значений для вхождения в инвестпроекты, и упрощение получения ими статуса приоритетных. Это новые механизмы зонального подхода, когда восточным районам области, где более затрудненная логистика, предоставляется больше различных преференций. Наши «минусы» одновременно являются и нашими «плюсами». На территории области расположены такие моногорода, как Череповец, Сокол, Красавино. Но, с другой стороны, эти города имеют право на получение статуса территорий опережающего социально- экономического развития (ТОСЭР). И Череповец, к слову, год назад его уже получил. Сейчас мы совместно с Министерством Экономического развития активно работаем над вопросом получения статуса  ТОСЭР в Соколе. 

Еще одна важная задача - повернуться лицом к малому и среднему бизнесу. Уже сейчас 34% трудоспособного населения области связано со сферой предпринимательства. Нужно понимать также, что это самая молодая и активная часть населения. И мы намерены создать для предпринимателей такие условия, чтобы они стремились развивать свой бизнес именно на территории нашего региона. 

- Какие крупные инвестиционные проекты планируется реализовать в области в ближайшее время: в Вологде, Череповце, районах?

 

Объем привлекаемых инвестиций в Вологодскую область достаточно высокий. По итогам 2017 года этот показатель составил 130,8 миллиардов рублей. Рост в сопоставимых ценах к предыдущему периоду составил на 108,3%.и это существенно выше среднероссийского показателя. На прошедшем в декабре прошлого года заседании Госсовета по вопросам улучшения делового климата регионов Президент РФ Владимир Путин отметил Вологодскую область в первой десятке лучших субъектов страны по привлечению инвестиций.  К этому обязывает, в том числе, и выгодное географическое положение. И это еще одно важное преимущество нашего региона. В радиусе 600 километров от Вологодчины проживает более 50 миллионов человек - а это более  трети населения России. Поэтому наша область очень интересна с точки зрения логистики. 

На этих преимуществах основаны и крупные инвестпроекты. АО «Апатит» реализует проект по строительству нового сернокислотного производства мощностью 1100 тысяч тонн в год. Объем инвестиций составит около 10 миллиардов рублей. У этого проекта хороший экспортный потенциал. Компания «Северсталь» реализует масштабный проект по реконструкции пятой доменной печи стоимостью порядка 30 миллиардов рублей. В результате появится современный производственный комплекс, который выведет компанию в число ведущих производителей чугуна в Европе. Другой проект- строительство коксовой батареи с трамбованием угольной шихты, что позволит использовать даж при использовании менее дорого сырья добиться не только сохранения но и улучшения качественных показателей кокса. Два этих проекта имеют большое значение для повышения конкурентоспособности компании «Северсталь» и снижения ее издержек.

На территории индустриального парка «Череповец» реализуется проект по строительству нового современного завода по производству фибролитовых плит. К числу других значимых для области проектов можно отнести и освоение компанией «СВЕЗА» выпуска большеформатной ламинированной фанеры. Но наш потенциал не ограничен промышленным характером инвестиций. В пищевой отрасли всемирно известная компания «Нестле» строит в Вологде новую фабрику по производству детских смесей. А «Нева Милк» реализует в Череповце  проект строительства завода по выпуску сыров, которые раньше производились только за рубежом - это яркий пример вложения инвестиций в приоритетном для России направлении - импортозамещении. Деревопереработка, безусловно, также остается стратегической отраслью экономики области. В числе крупных проектов, реализуемых в ЛПК, стоит выделить строительство в Грязовецком районе нового фанерного завода мощностью 120 тысяч кубометров, который оценивается в 4 миллиарда рублей. Якорными инвесторами здесь выступают «Череповецкий ФМК» и холдинг «Вологодские лесопромышленники». Также на территории региона планируется реализация инвестиционного проекта  ООО «Северная стеклотарная компания», нацеленного на создание в Чагодощенском районе современного завода по выпуску стеклотарной продукции. Отрадно то, что за короткий срок компания не только крепко встала на ноги, но и вышла на мировой рынок, отгружая свою продукцию на экспорт.

Те проекты, которые реализуются сегодня в Вологодской области, не просто масштабные с точки зрения вложения в них средств. Это еще и высокотехнологичные производства, позволяющие получить высокую добавленную стоимость производимой продукции и создать высокооплачиваемые рабочие места. 

-Не смотря на увеличение притока инвестиций, в проводимом АСИ Национальном рейтинге состояния инвестклимата наша область скатилась с 36 на 66 место. Как вы думаете, почему непосредственно бизнес так оценивает усилия областных властей?

На самом деле, если детально проанализировать рейтинг АСИ нельзя сказать, что у нас в плане инвестиционной привлекательности вдруг, что-то стало гораздо хуже, чем было раньше. Причина такого изменения в том, что другие регионы по каким-то критериям оценок нас превзошли. 

Очевидно, снижений позиции связано с тем, что мы (областная власть) и органы местного самоуправления мало общались с бизнесом «глаза в глаза». На мой взгляд, абсолютно правильной была позиция губернатора области в том, чтобы органы местного самоуправления также, как и региональные власти, оценивались по показателям создания благоприятного инвестиционного климата. 

Мы абсолютно точно знаем, не только что делать, но уже начали эту работу. Только  за последние пару месяцев мы провели более десятка встреч и консультаций  с бизнес сообществом и возглавил это направление работы  лично Олег Александрович Кувшинников. Основным направлением изменения нашего подхода  к инвестору мы видим в постоянном, если хотите тотальном  сопровождении инвестпроектов от их возникновения до реализации. Мы готовы предпринимателей, что называется, водить за руку, создать систему «единого окна» и максимально облегчить все вопросы, связанные с открытием бизнеса, получением земельного участка, разрешения на строительство и так далее. Все институты поддержки в регионе для этого есть. Мы создадим эффективный инструмент взаимодействия с бизнесом и научимся вести с предпринимателями прямой диалог. Кроме того, на мой взгляд, необходимо максимально упростить для предпринимателей получение всех необходимых мер поддержки.  Я уверен, что эти меры будут способствовать тому, что Вологодчина поднимется не только в рейтинге АСИ, но и станет по настоящему инвестиционнопривлекательным регионом в котором хочется развитостью свой бизнес.  

ПАО "Северсталь"

Комментарии к новости

Другие новости

В Череповце открыто первое российское представительство одного из старейших патентных бюро Европы
В Череповце открыто первое российское представительство одного из старейших патентных бюро Европы
В Череповце открыто первое российское представительство одного из старейших патентных бюро Европы
23 мая в мэрии города Череповца подписано соглашение о создании на территории РФ первого представительства международного патентного бюро Kolster (Колстер). Компания занимается вопросами защиты интеллектуальной собственности уже 145 лет и является одним из крупнейших игроков на рынке Европы.

«Российский рынок открывает хорошие перспективы для финского бизнеса. Рынок интеллектуальной собственности в данный момент здесь не так развит, как в Европе, США и Китае, однако в последние два года наблюдается положительная динамика. Мы уверены, что возможности для развития есть не только в столицах, но и регионах. Для открытия филиала мы выбрали город Череповец – крупный промышленный центр Северо-Запада. Мы очень ценим, что у российских заказчиков «финское качество» вызывает высокое доверие, и готовы это доверие оправдать», – говорит Тимо Хелосуо, директор Kolster Oy Ab.

Kolster готов стать для российских компаний проводником на рынки Европы и Китая. «Партнерская сеть бюро широко разви...
Мартовский выпуск Навигатора
Мартовский выпуск Навигатора
Мартовский выпуск Навигатора
Весенний выпуск журнала Навигатор вышел по графику - 18 марта 2019 года. Журнал доступен на всех самолетах авиакомпании Северсталь и в фоисах крупнейших предприятий Вологодской области. Данный номер посвящен компании Северсталь: инвестициям, проектам и стратегии. Традиционно в номере присутствует большой блок о бизнесе региона и туристическим программам.
Согласие на обработку персональных данных