Нам 10 лет!

Телефон отедела рекламы:
+7 911 506 06 01

Интервью Губернатора Вологодской области журналу «НАВИГАТОР»

В 10-летний юбилей издания мы пообщались с Олегом Александровичем Кувшинниковым и обсудили ситуацию в экономике региона, перспективы развития и инвестиционный потенциал

- Олег Александрович, на недавнем Петербургском международном экономическом форуме вы заявили о завершении инвестиционной паузы для Вологодской области. С чем связана такая уверенность? Какие факторы об этом свидетельствуют?

Безусловно, главным результатом участия делегации Вологодской области в Петербургском международном экономическом форуме стала возросшая инвестиционная активность и интерес со стороны бизнеса к экономике нашего региона. Это подтверждается суммами заключенных соглашений – в 2023 году на ПМЭФ заключены соглашения почти на 32 млрд рублей. Для сравнения: ПМЭФ-2022 – 25 млрд рублей, ПМЭФ-2021 – 16 млрд рублей, ПМЭФ-2019 – 10 млрд рублей.

В целом, Вологодская область – регион с высокодифференцированной экономикой, у нас есть и развитый промышленный сектор, такие компании мирового уровня как «Северсталь», один из крупнейших производителей стали, «ФосАгро», лидер по производству удобрений. Очень развит лесопромышленный комплекс с поставками практически по всему миру. Ну, и бренды, хорошо известные россиянам, например, такие как «вологодское масло».

На примере Вологодской области, как и других регионов, хорошо видно, что несмотря на серьезное санкционное давление, ситуация стабильная, предсказуемая, экономика продолжает развиваться. Можно констатировать, что завершилась инвестиционная пауза, связанная с адаптацией экономики к новым реалиям. На площадке форума обсуждались перспективные проекты, которые могут быть реализованы на территории Вологодчины в среднесрочной перспективе. Речь, в первую очередь, идет о дальнейшем развитии череповецкой промышленной площадки. Объем инвестиций по этим проектам может достичь 150 млрд рублей.

Мы будем активно создавать площадки с преференциальными режимами. Первоочередная задача – особая экономическая зона. Сейчас мы находимся на финальной стадии, активно привлекаем резидентов, и первый пул у нас уже определился.

Говоря про другие источники конкурентного преимущества нашего региона, хочу сказать, что мы отлично находимся с точки зрения логистики. Это близость к крупным федеральным экономическим центрам роста – Санкт-Петербург, Москва, развитая сеть федеральных трасс, железнодорожное сообщение, Волго-Балт, три аэропорта на наш небольшой регион. Все это способствует интенсификации деловой активности, и мы сейчас ее наблюдаем.

Кроме того, большое внимание уделено экологии – на ПМЭФ подписаны два соглашения с промышленными гигантами региона. Так, компания ПАО «Северсталь» планирует провести комплекс мероприятий по вторичному обводнению ранее осушенных торфяников для получения конкурентных преимуществ. АО «Апатит» предполагает продолжение многомиллиардных инвестиций химического гиганта «ФосАгро» в производственные, природоохранные и социальные проекты в Вологодской области. Правительством региона создана рабочая группа по реализации на территории региона проекта «Создание карбонового полигона» с участием представителей промышленных и научных организаций и органов власти.

Среди наиболее заметных проектов, которые будут реализованы на Вологодчине в ближайшие годы, также стоит выделить модернизацию Сокольского ЦБК. Она произойдет за счет строительства новой бумагоделательной машины и создания сопутствующей инфраструктуры. Это позволит наладить на предприятии выпуск уникальной для страны крафтовой жиростойкой бумаги, на которую имеется огромный спрос в пищевой промышленности и торговле. Инвестиции в сокольскую промышленную площадку превысят 15 млрд рублей, будет создано почти 300 рабочих мест.

Соглашение о сотрудничестве в сфере облачных технологий подписано между Правительством Вологодской области и компанией «Ростелеком». Оно предполагает строительство в Вологде Центра обработки данных. ЦОД, в том числе, необходим для реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

Откроются в регионе и новые производства пластиковых труб. Соответствующее соглашение подписано с ООО «ИММИД». Новый цех по производству фитингов появится в Вологде. Планируется, что он будет выпускать 270 тысяч штук продукции в год. Цех по производству цокольных вводов полиэтилен-сталь и неразъемных соединений полиэтилен-сталь (НСПС) расположится в Соколе. Планируемые объемы производства – 200 тысяч штук в год.

В стадии обсуждения проекты развития Великого Устюга. Крупный инвестор заинтересован в строительстве парка развлечений, а также гостиничной инфраструктуры на территории самого восточного округа области. Работа ведется в рамках стратегии по увеличению турпотока на Вологодчину в три раза. К 2030 году он достигнет более 10 миллионов человек в год.

 

- С момента введения беспрецедентных антироссийских санкций прошло уже порядка полутора лет. Как сейчас чувствуют себя системообразующие отрасли региональной экономики - металлургия, химия, лесной комплекс? Насколько им удалось адаптироваться к нынешней ситуации?

В прошлом году из-за введенных санкций многие отрасли «просели» - металлургия, деревообработка. В результате индекс промышленного производства по сравнению с успешным 2021 годом составил 94,4 %. В тоже время отрасль машиностроения продемонстрировала рост 115,1%.

Мы в регионе ведем постоянный мониторинг системообразующих предприятий еще с периода пандемии. Сегодня с уверенностью можно сказать, что текущий уровень загрузки мощностей, действительно, стабилен, но не везде еще выходит на сто процентный уровень. В металлургической и химической отраслях загрузка приближается к полной. В лесном комплексе пока хуже ситуация, так как отрасль была ориентирована на экспорт в западные страны. 

Компаниям удалось переориентировать значительные объемы с экспортных направлений на внутренний рынок. Тем не менее, следует учитывать, что предприятия столкнулись с высокой конкуренцией на внутреннем рынке, высокими затратами на логистику и закупку сырья и оборудования.

В результате в текущем году мы уже наблюдаем рост промышленного производства. За первое полугодие индекс промышленного производства составил 105,1% к предшествующему периоду прошлого года. Да, мы понимаем, что рост обеспечен к низкой базе прошлого года. Но, заглядывая в ближайшее будущее, можно сказать, что будет устойчивый постоянный рост. Введенные санкции стимулируют развитие внутреннего рынка, а, следовательно, и повышает спрос на отечественную продукцию.

    

- Заявленная цель вводимых коллективным Западом ограничений - разорвать российскую экономику в клочья. Но этого не произошло. Хотя наши предприятия и столкнулись с целым рядом серьезных трудностей. Как вы считаете, в чем заключается запас прочности региональной экономики?

Запас прочности региональной экономики – это неоценимый, накопленный годами опыт работы и кадровый ресурс наших предприятий. Любые организации на пути своего развития сталкиваются с трудностями – уверенно могу сказать, что предприятия моего родного края умеют держать удар, находя новые возможности в кризисных ситуациях. Самоотверженный труд и опыт работников предприятий приводит к отличным результатам.

Приведу пример в экспорте. Ситуация с пандемией COVID-19 и последовавшим срывом логистических цепочек и снижением темпов производства крупнейших промышленных предприятий страны должна была предсказуемо вызвать снижение объема экспорта в 2020-2021 годах. На деле же в 2020 году наш объем экспорта был примерно на уровне 2018-2019 годов, то есть стандартным, а 2021 год и вовсе ознаменовался рекордным объемом экспортных поставок за последние 10 лет.

Внешнеэкономические санкции, безусловно, привели к разрыву отношений с западными партнерами, но наш регион стабильно поддерживает торговые отношения с не менее чем 120 странами-контрагентами, поэтому потеря части контактов привела к переориентировке продукции на иные рынки, а не к «разрыву экономики».

 

- Почему, на ваш взгляд, именно в этот сложный период наши ведущие компании такое серьезное внимание уделяют ESG-повестке? «Северсталь» вкладывает серьезные инвестиции в развитие и благоустройство Череповца и экологические проекты. «ФосАгро» также вкладывается в охрану окружающей среды, а также продолжает поддерживать учреждения образования, здравоохранения и культуры, инициативы, связанные с воспитанием молодежи и многое другое. Подходящее ли для этого сейчас время? 

Сейчас многие отечественные компании осознали, что решая вопросы экологического, социального характеров, а также корпоративного управления, которые и относятся к ESG- повестке, они снижают всевозможные риски, связанные с экологией, а вместе с этим демонстрируют свою социальную ответственность, что, несомненно, положительно сказывается на лояльности клиентов и усиливает позицию на рынке.

Вклад в поддержку сфер образования, здравоохранения и культуры позволяет компаниям не только повысить общую инвестиционную привлекательность региона, но и создать благоприятную социальную среду вокруг собственных производств, тем самым повысить репутацию среди потенциальных инвесторов, органов исполнительной государственной власти области и, конечно же, населения.

На мой взгляд, внешние неблагоприятные факторы не помеха, а наоборот – возможность отечественным предприятиям развивать производство, искать новых потребителей на внутреннем рынке, тем самым помогая и улучшая экономику региона и страны.

 

- Сегодня запускается кластерная модель развития экономики области — проект «Синергия роста 3.0». По сути, крупные компании выступают своего рода гарантами инвестиций для малого и среднего бизнеса в рамках импортозамещения. Но представим себе ситуацию, когда рынки откроются, наши предприятия вернутся к привычным зарубежным поставщикам, а небольшие фирмы, вложившие средства в создание новых производств под нужды крупных компаний, окажутся не у дел. Возможно ли такое?

Проект «Синергия 3.0» позволит запустить полномасштабную программу кластерного развития экономики, при которой заказы крупного бизнеса можно будет рассматривать как базу для создания инвестпроектов, где инвестором будет выступать малый бизнес. Создается промышленный кластер, который уже выходит в модель совместной разработки продукции, то есть не просто покупают, а обеспечивают необходимые условия. В рамках кластера крупный бизнес гарантирует спрос, фиксируя цены, регион обеспечивает необходимыми мерами поддержки.

Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что ситуация с внешними рынками может разворачиваться по различным сценариям, поэтому сложно предугадать, как будут развиваться новые международные торгово-экономические отношения. Вместе с тем, любые отношения закреплены договорами, что накладывает на предприятия соответствующие обязательства. Поэтому риски резкого перехода на импортные товары будут не велики, а, следовательно, и рынок сможет подстроиться под новые условия.

Но даже, если предположить, что крупный бизнес в случае открытия импортных поставок, переориентируется на зарубежных поставщиков, наших производителей не оставим без внимания. С нашей стороны мы сделаем все возможное, чтобы предприятия, которые, несмотря на давление, решили вложиться в экономику региона, продолжили свою деятельность и могли конкурировать с зарубежными производителями. 

 

- Инвестиции призваны развивать экономику. Чем эффективнее работают предприятия, тем больше они платят налогов. Как сегодня обстоят дела с наполняемостью регионального бюджета? И насколько хватит той финансовой «подушки безопасности», которую область сформировала в предыдущие годы?

Исполнение бюджета по доходам складывается в лучших параметрах, чем прогнозировалось при его формировании. В частности, объем поступления доходов на 2023 год планировался ниже уровня 2022 года.

По итогам 1-ого полугодия текущего года отмечается положительная динамика поступления доходных источников по бюджету области. Рост объема сбора налоговых и неналоговых доходов к аналогичному периоду 2022 года составляет 3,2%. Выше уровня января-июня 2022 года складывается поступление основных источников формирования бюджета: налога на прибыль (+4,9%), налога на доходы физических лиц (+2,3%), налога на имущество организаций (+21,9%).

Определенным достижением является то, что по итогам января-июня 2023 года объем поступлений налоговых и неналоговых превысил планку успешного для области января-июня 2021 года на 26%.

Годовые бюджетные назначения по доходам исполняются с опережением: при нормативном показателе 50%, выполнение составляет 62,5%. Поэтому с учетом сложившихся позитивных тенденций по изменению экономической ситуации, а также улучшения прогнозов социально-экономического развития, существуют предпосылки для получения бюджетом дополнительных доходов в 2023 году, а также повышения прогнозных оценок по поступлению доходов в предстоящем трехлетии.

Напомню, что на начало 2023 года в регионе был сформирован финансовый резерв, средства которого планировалось направить на покрытие дефицита бюджета 2023-2025 года, который складывался за счет опережающего роста расходной составляющей над доходами. Поэтому с учетом новых, более положительных оценок по исполнению доходной части бюджета, дефицит будет частично покрыт за счет дополнительного поступления собственных доходных источников, и в меньшей степени будет задействован финансовый резерв. Однозначно, что финансовая «подушка безопасности» обеспечит все принятые социальные обязательства бюджета области, а также позволит  продолжить инфраструктурное развитие региона  как минимум в среднесрочной перспективе 2024-2026 годов.

 

- Будут ли в ближайшей перспективе на Вологодчине реализовываться крупные инфраструктурные проекты, близкие по масштабам к строительству Архангельского моста в Череповце или обхода Вологды? 

В Вологодской области уже реализуются такие проекты. Это строительство в Вологде малого транспортного кольца и продолжение расширения одной из самых загруженных трасс региона - федеральной А-114.

В соответствии с поручениями Президента РФ в Вологде сегодня ведется активная реализация проекта Малого транспортного кольца. Он направлен на решение задачи по разгрузке улично-дорожной сети центральной части города. Реализация проекта позволит соединить жилые микрорайоны города Вологды, что будет способствовать открытию новых маршрутов городского автотранспорта, создаст благоприятные условия для развития микрорайонов и комфортного проживания жителей города Вологды.

Весь проект разбит на три больших этапа, в которые входит строительство участков улично-дорожной сети (улиц Поэта Романова и Белозерского шоссе), строительство мостовых сооружений через реку Вологду (в створе улиц Некрасова и Флотского переулка), а также реконструкцию улиц Кирова и Говоровского проезда со строительством путепровода над железной дорогой в створе улицы Гагарина.

К первому этапу реализации проекта приступили еще в 2020 году. Началось строительство улицы Поэта Александра Романова. Стоимость объекта превышает 2,6 млрд рублей. В текущем 2023 году объект будет введен в эксплуатацию. Это новая, отвечающая всем требованиям дорога в четырехполосном исполнении, с тротуарами, велодорожками и искусственным электроосвещением.

27 марта 2023 года заключен контракт с Дорожной строительной компанией на строительство моста в створе улицы Некрасова. Данная подрядная организация из Тверской области работает на рынке 18 лет. За это время ДСК построила множество объектов дорожной инфраструктуры в Московской, Новгородской, Рязанской, Ленинградской, Ростовской, Воронежской, Владимировской, Нижегородской областях, а также в Карелии и Краснодарском крае, в олимпийском Сочи и в Крыму.

Стоимость работ по строительству мостового сооружения составляет 5,9 млрд рублей. Вместе с подходами протяженность всего объекта – 1,6 км. Мостовой переход в створе улицы Некрасова будет в 4-х полосном исполнении, обустроена архитектурная подсветка мостового перехода. Сейчас на объекте проводятся археологические работы.

В этом году также будет выполнена заготовка основных материалов для будущего моста - металлических конструкций и их частей, а также будут проводиться подготовительные работы к строительству. К основным работам по сооружению мостового перехода приступим в 2024 году.

Некрасовский мост вологжане ждали несколько десятилетий, реализовать этот масштабный проект мы сможем только благодаря поддержке Президента РФ, финансирование подтверждено. Это важный элемент Малого транспортного кольца, которое поможет перераспределить потоки транспорта и разгрузить центр города. Новый мост станет подарком Вологде к 880-летнему юбилею.

Для реализации последующих этапов Малого транспортного кольца Вологды сегодня проводятся необходимые подготовительные мероприятия по разработке соответствующей проектно-сметной документации.

Участок федеральной автомобильной дороги А-114 «Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола», протяженностью 119 км, соединяет между собой административный центр Вологду и промышленный центр Череповец с выходом на Санкт-Петербург, является транспортным каркасом, оказывающим влияние на развитие Вологодской области.

Инициатива о расширении участка федеральной автомобильной дороги А-114 «Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола» до 4 полос движения поддержана Президентом РФ. Из 119 км участка маршрута 24 км уже приведены в 4-х полосное исполнение, а на 51 км автотрассы сегодня ведутся активные строительно-монтажные работы. Объем средств из федерального бюджета на проведение работ составляет 20,1 млрд рублей.

К концу 2024 года работы по переводу в 4-х полосное исполнение с разделением направлений движения на 51 км трассы будут завершены, а общая протяженность участка дороги с 4 полосами будет доведена до 75 из 119 километров.

У Правительства Вологодской области и Министерства транспорта РФ сегодня остается на контроле последний участок в 44 км, на котором требуется проведение работ по расширению дороги. Сейчас этот участок находится на гарантийном обслуживании и с учетом межремонтных сроков Росавтодором планируется проектирование капитального ремонта участка в период 2024–2027 годов с последующим выполнением строительных работ.

 

- Каким вы видите эффект от таких крупных капиталовложений в инфраструктуру? Инвестиции оправдывают себя?

Конечно, да! Мы видим как крупные инфраструктурные объекты дорожной отрасли словно локомотив «тянут» за собой развитие муниципалитетов, дают им новый импульс и новые возможности. Как пример: чуть больше года назад мы открыли Архангельский мост в Череповце, который соединил два берега реки Шексна. С его запуском у Зашекснинского района и всего города началась новая страница истории. В ближайшее время здесь будет построен практически еще один город.

По прогнозам специалистов, до 2035 года количество населения ЗШК увеличится до 100 тысяч человек. Конечно, такой бум гражданского и жилищного строительства должен сопровождаться соответствующей современной инфраструктурой. Поэтому мы разработали проект под названием «Город Будущего», в котором уже заложены все важнейшие объекты. Этот проект многолетний и очень финансовоемкий. И мы понимаем, что это необходимо сделать, чтобы южная и восточная части города преобразились.

Реализация проекта «Город будущего» предусматривает целый комплекс работ. В первую очередь необходимо капитально отремонтировать Октябрьский мост. На эти цели потребуется направить 1,8 млрд рублей.  Продолжатся работы по расширению Шекснинского проспекта, а Октябрьский проспект соединится с Южным шоссе. Завершение этих работ позволит приступить к комплексной застройке южной и восточной частей ЗШК.

Масштабная жилищная застройка требует увеличения мощностей энергетической и коммунальной инфраструктуры, поэтому в ближайших планах - реконструкция «Южной» котельной: будет построен новый котел мощностью 100 мегаватт, магистральные сети. Кроме того, в Зашекснинском районе появится новое здание поликлиники №7. В 2024 году запланирована сдача новой школы в 106 микрорайоне, в 2023 году откроется новый детский сад в 161 микрорайоне.

Это и есть комплексная работа и комплексный подход. И в ближайшие годы мы намерены реализовать все эти амбициозные планы.

 

- В последнее время в целом по стране и в Вологодской области, в частности, происходит взрывной рост внутреннего туризма. Только в 2022 году нашу область посетили 3,4 миллиона гостей. Чем Вологодчина сегодня «цепляет» туристов? И что в ближайшее время планируется сделать для повышения туристической привлекательности региона с точки зрения ремонта дорог, строительства гостиниц, повышения сервиса? Есть ли целевые показатели по доле туристического бизнеса в экономике региона?

У Вологодской области есть все, чтобы привлечь туристов. Туристический образ Вологодчины основан на самобытности края как неотъемлемой части Русского Севера – неповторимого комплекса архитектурных памятников, духовных центров и объектов сохранения традиционной культуры, а также природных памятников, присущих только вологодской земле. Удобное расположение логистических центров позволяет увидеть и почувствовать на себе все богатство красок Русского Севера.

Туристский потенциал Вологодской области огромен и разнообразен. Это 852 объекта культурного наследия, 200 особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. Вологодская область является регионом живой традиционной культуры, территорией, сохранившей самобытное культурное и природное наследие России. По всему миру известны наши бренды, такие как «Вологодская область – Душа Русского Севера», «Вологодское масло», «Великий Устюг – родина Деда Мороза», «Настоящий Вологодский продукт».

Наиболее развиты и популярны в регионе культурно-познавательный, сельский, экологический, событийный, лечебно-оздоровительный, водный, усадебный и спортивный виды туризма. В прошлом году к нам приехали 3,4 млн посетителей. Это исторический максимум и выше даже «доковидного» 2019 года.

Прогноз на 2023 год составляет более 3,5 млн посетителей. К 2030 году мы поставили очень амбициозную цель - обеспечить турпоток в области в 10 млн человек, из которых 2 млн будут туристы.

Понимая, что туризм является приоритетной отраслью экономики, которая затрагивает практически все сферы жизни нашего населения, в настоящее время, проводим работу по выявлению перспективных зон развития, в рамках которых будут прорабатываться вопросы создания или реконструкции необходимой сопутствующей инфраструктуры.

Для повышения уровня обслуживания, планируется проект по выстраиванию механизма реагирования на обращения туристов. Сюда войдут и программы образования и развитие сервиса.

 

- А предстоящая реставрация Вологодского Кремля — это больше все-таки подарок вологжанам к 880-летию областной столицы, или он направлен на повышение туристической привлекательности Вологды? Или это событие даст для нашего региона мультипликативный эффект?

Реставрация Вологодского кремля определенно даст мультипликативный долговременный эффект. Несомненно, обновление кремлевского ансамбля будет способствовать росту туристского потока. Есть прекрасные примеры, Тульского, Нижегородского кремлей, после их реставрации потенциал и привлекательность объектов возросли многократно. Туристская отрасль является важной составляющей экономики. Вкладываясь в реставрацию, мы инвестируем в развитие туристской сферы.

Но не исключительно для туристов мы планируем эти реставрационные работы. Это важно для нас, для вологжан - сохранить место памяти, исторический центр города и области.
Кроме того, это инвестиции в культуру, поскольку в Вологодском кремле находится крупнейший музей региона – Вологодский государственный музей-заповедник. Реставрация позволит оборудовать современное фондохранилище, реставрационные мастерские, создать выставочные пространства с дополненной реальностью, сделать систему открытых фондов, открыть Детский музейный центр, благоустроить территорию кремля.